Печать

Существующие тенденции и перспективы развития свободомыслия в России

Поделиться

(Выступление антиклерикального активиста Голомолзина Александра Владимировича, президента Регионального общественного фонда содействия идей секуляризма «Здравомыслие»)

       Я являюсь президентом организации, отстаивающей интересы светских принципов государства и пропагандой этих самых принципов. Я сам являюсь представителем «новых» атеистов, в то время, как в организации нет обязательного требования быть атеистом, а лишь проводятся идеи секуляризации.

      Мой доклад – мнение о происходящем и статистика, собранная фондом.

      Несмотря на то, что отдельные нарушения 14 статьи Конституции РФ наблюдаются с 90-х годов, с момента развала СССР, в последние годы наметилось ярко усиление клерикальных процессов в России. На мой взгляд, точкой отсчёта можно взять 2010 год.

 

      Вначале не вызывавшие острой критики и возмущения граждан отдельные факты клерикализации государства, поднимаемые в СМИ и социальных сетях, по мере нарастания критической массы, стали находить всё больший отклик людей, не только занимавших активную атеистическую позицию, но и рядовых граждан, в том числе умеренно верующих или находящихся в не получивших государственную поддержку религиозных организациях.

      Попробую коротко напомнить об основных свидетельствах клерикализации, которые у нас сейчас есть.

      Итак, 2010 год, 30 ноября принят закон о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности.  Согласно ему религиозные организации имеют право получить в собственность объекты религиозного назначения и предметы культа. Предлогом на момент введения закона был возврат долга за грехи советской власти. На практике это означало передачу одной конкретной организации – Русской православной церкви Московского патриархата массы объектов недвижимости, зачастую не имевших к этой организации даже косвенного отношения: например из СМИ узнаём, что РПЦ МП передают кирхи в Калининградской области, которые в тот момент реставрирует лютеранская община. Также Рязанский Кремль: когда пустили религиозную организацию сначала в одну из церквей Рязанского Кремля, то РПЦ затем постепенно вытеснила музей полностью из Кремля и захватила его целиком. Есть случай, когда выселяют детский центр реабилитации инвалидов, и то же самое становится с территорией бывшего центра.

      В том же самом 2010 году в Грозном неизвестные расстреливают из ружей женщин на улице, которые одеты не в хиджаб. Президент республики, комментируя происшествие, говорит примерно следующее: это хулиганы, их нужно найти и наказать, но он понимает те чувства, которые ими двигали. Как результат – никто найден и наказан не был.

      2011 год. Запуск Правительством Москвы несуществующей в реальности «Программы 200 храмов». Это уникальное событие, когда все СМИ, Московское правительство рассказывают о некоей «программе строительства 200 храмов», которая нигде документально не оформлена и в реальности на документах не существует. Но по ней, одной религиозной организации (РПЦ МП) передаётся беспрецедентное количество московской земли. Большая часть этой земли находится в так называемых не отчуждаемых зонах. Это - либо придомовые территории, у которых есть владельцы, либо особо охраняемые природные территории, которые принадлежат неограниченному количеству граждан и которые не могут быть изъяты. Ориентировочная кадастровая стоимость – 10 млрд. рублей.

      2012 год. Включение в обязательную образовательную программу блока предметов ОРКСЭ – основы религиозной культуры и светской этики. По-сути, под предлогом культурологии для детей вводят выбранную для изучения религию. Родители выбирают, какое религиозное мировоззрение будут изучать их дети, но сделать они должны это обязательно, что на наш взгляд прямо противоречит нашей Конституции.

      В том же 2012 году священники вводятся на официальные должности в армии.

      Тогда же нашумело дело Пусси Райот, которое по наблюдению большинства юристов не могло вылиться в уголовные сроки.

      2013 год – принимается закон о защите чувств верующих (Ст. 148 УК РФ) и с этого момента у нас верующие становятся отдельной категорией граждан, которых нельзя ни в коем случае обижать. Всех можно, а вот тех, кто верит уже нельзя.

      Тогда же, знаковое событие – задержание ОМОНом группы верующих церкви «Летающего макаронного монстра», идущих на встречу в кафе. Действия ОМОНа координируются православными активистами, нападающими на верующих в летающего макаронного монстра, и ОМОН крутит тех, на кого напали православные активисты.

      С 2013 по 2015 год практически во всех СМИ мы встречаем, чуть ли не ежедневно, информацию об активности православных активистов и действующих священников РПЦ, нападающих на отдельных лиц, выставки, музеи, пишущих заявления в полицию и органы власти, которые, идя на поводу у православных активистов, запрещают светские культурные мероприятия. В СМИ мы постоянно наблюдаем представителей многих религиозных организаций, комментирующих практически все события на социально значимые темы. Они комментируют всё, начиная от научных конференций до, буквально, как и что надо надевать и носить.

      С мая по август 2015 года суд Ленинского района города Грозный начинает массовую блокировку атеистических и антирелигиозных групп в социальной сети «в контакте». На сегодняшний момент нам известно более 20 решений, которые, конечно, можно обжаловать в Верховном Суде Республики Чечни. Но почему-то атеисты не едут в республику обжаловать эти решения. И даже журналисты, расследующие это дело, не стали ехать туда узнавать, что же такое произошло, что судья круглосуточно только и занимался тем, что блокировал сайт.  Есть следующий факт, что сейчас на сайте этого суда находится матершинная надпись в сторону Аллаха. Она написана на машинном языке. Это поисковая строка, которая отражает, как следователи искали, что им нужно запретить.

      Ну и на днях (12.10.2015), ВАК (Высшая аттестационная комиссия при Министерстве образования и науки) признала теологию научной дисциплиной. Сразу пошли разговоры: что здесь страшного, пусть защищают и затем получают дипломы, степени. По-сути, как в ситуации со школами, главная цель этого нововведения - не столько получение этих степеней, сколько сама легитимизация религии за счёт науки. Теперь, если кто-то из верующих скажет геологу, что Земле 7524 года, то он может заявлять это от имени науки и выдавать за научные данные.

      Эти и многие другие события показывают нам - свободомыслящим людям разных направленностей, что в Российской Федерации идёт централизованное, колоссальное по всем масштабам борьба со здравым смыслом и свободой слова. Запрещаются культурные мероприятия, блокируются источники информации, а критика в сторону религиозных организаций либо игнорируется властями, либо критикующие подвергаются преследованиям, в том числе судебным. В то же самое время Правительство выделяет традиционным религиозным организациям много миллиардные средства, даёт общественную землю и здания, финансирует рекламу, эфир и СМИ этих организаций.

      Отдельно стоит упомянуть группу религиозных активистов, находящихся, словно, вне закона, нападающих на граждан, несогласных с действиями этих религиозных организаций. Самым ярким примером, наверное, сейчас служат конфликты вокруг незаконных строек, как этим летом в парке "Торфянка", где местные жители вышли в парк и сказали: Мы отсюда не уйдём и не пустим строительную технику. И они до сих пор не ушли, прошло уже 4 месяца. Среди приехавших туда же православных активистов есть члены боевых футбольных группировок, и других лиц, многократно замешанных в действиях по запугиванию и по силовому воздействию на людей. То есть целенаправленно силой закрывают несогласным рот, при этом власти и представители порядка никак не реагируют на них.

      Я смотрю на религию глазами человека, понимающего, что это миф, причём зачастую агрессивный и представляющий реальную опасность любому взгляду на мир, не соответствующему религиозным догмам и канонам. Многие стороны религиозной морали являются не только спорными, но и вредными для современной цивилизации. Можно без труда найти высказывания официальных религиозных лиц относительно передовых медицинских технологий и средств диагностики и лечения генетических заболеваний, культурных событий, явлений и мировоззрений. Эти высказывания мы могли бы рассматривать как архаичные и смеяться над ними, если бы не завидная настойчивость воплощения религиозных идей в виде законодательных актов и не судебные преследования тех, кто пытается смеяться над этим.

      РПЦ МП противопоставляет себя идеям гуманизма, при этом заявляя себя источником морали государственного масштаба. А какую мораль мы видим у этой организации в реальности?

      Это опять же погоня за бюджетными средствами, рейдерские захваты, разврат, насилие над детьми и подростками, жестокость и самое главное - фантастическое невежество во всех тех областях, где они суются, комментируя, советуя государству, пытаясь заставить принимать его какие-либо решения.

       Воображение рисует мне Россию как клерикальное государство, в котором население разделили ещё в школе, заставив родителей выбрать религиозную парадигму, в которой будет развиваться их ребёнок. Церковь в каждом районе, священники в ВУЗах, больницах и армии - всё это легитимизирует религию, придавая ей роль естественного, признанного наукой источника мировоззрения. Атеисты становятся изгоями, не имеющими право голоса и обязанными соблюдать религиозные правила.

      Может ли существовать мирно подобное государство? Трудно сказать. Нет ещё примеров многоконфессионального, но в то же время клерикального государства, мирно существующего.

     Активность граждан с антиклерикальной позицией крайне низкая потому, как многие понимают, что корень проблемы - в высших эшелонах власти, и боятся в открытую выступать против чиновников. А высокая антирелигиозная активность в социальных сетях пока не приводит к каким- либо реальным действиям.