Печать

Как «налог на тунеядство» связан с капитализмом и почему он противоречит Конституции

Поделиться

 

Правительство в который раз объявляет о намерении ввести в России «налог на тунеядство», тунеядцами при этом власти считают всех безработных, в число которых входит около 20 миллионов неофициально работающих. Размер «налога» планируется установить около 20 тысяч рублей в год. Не заплатившие налог лишаются права на бесплатное медицинское обслуживание.

 

 

Что такое труд при капитализме? При капитализме происходит эксплуатация трудящихся капиталистами, которых сегодня называют «работодателями». Работодатель – это капиталист, который присваивает себе большую, львиную долю прибавочной стоимости, которую создает рабочий. Работающие в государственных учреждениях (чиновники, полиция, судьи) ничего не создают, они сами существуют на налоги остальных граждан. Но цель государственных институтов при капитализме – защита интересов господствующего класса капиталистов, поэтому «псы режима» могут получать от государства зарплату, в разы большую, чем может присвоить себе иной мелкий или средний предприниматель, эксплуатирующий трудящихся.

 

Но для нашего вопроса не это важно. Важно то, что при капитализме государство не гарантирует трудоустройство, не обеспечивает всеобщую занятость. Но спрашивать с гражданина трудоустройство и уплату налогов считает возможным. Где логика? А логики при капитализме нет, есть лишь интересы господствующего класса, интересы эксплуатации и наживы. Мы не будем спекулировать на эту тему с точки зрения этики, это и так понятно, мы рассмотрим этот вопрос с точки зрения политэкономии и права.

 

Во-первых, при капитализме безработица – неизбежное и закономерное явление, без резерва нетрудоустроенной рабочей силы капитализм не сможет существовать и эффективно эксплуатировать трудоустроенных рабочих. Работающие на капиталистических предприятиях, как и в государственных учреждениях при капитализме находятся под постоянной угрозой увольнения, потери работы, и они знают, что на их место претендуют сотни и тысячи других людей безработных и согласных на любые, даже гораздо худшие условия работы с меньшей зарплатой. Этот страх потери работы и шантаж угрозой отдать их место готовым на любые условия безработным заставляет рабочих при капитализме отказываться от защиты своих прав, терпеть невыносимые условия труда и смиряться с усилением эксплуатации, увеличением продолжительности рабочего времени и снижением зарплаты, что выгодно капиталисту. Поэтому безработица – неотъемлемый атрибут капитализма, безработица – это одно из важнейших условий для существования капитализма. «Налог» на безработных, которые не имеют работы в силу закономерностей самого капитализма, это еще одно проявление цинизма и лицемерия капиталистических властей.

 

Во-вторых, при капитализме не существует права на труд, как и нет обязанности трудиться. Так, в российской Конституции 1993 года права на труд нет (что до сих является сюрпризом для многих граждан). Вместо права на труд в Конституции РФ провозглашена «свобода труда». Что это такое?

 

Право на труд было закреплено в советских конституциях 1936 и 1977 годов.

 

Из конституции 1977 года

Статья 40. Граждане СССР имеют право на труд, — то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, — включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.

 

Мы видим, что при социализме праву граждан корреспондирует обязанность государства обеспечить это право. При социализме право на труд это:

гарантированная государством работа с оплатой в любом случае не ниже установленного минимального размера

- право на выбор профессии в соответствии с образованием и способностями, что гарантирует выпускникам вузов получение работы по специальности. Если молодой человек закончил вуз, ему не придется идти работать продавцом в супермаркет, государство трудоустроит его по полученной им специальности. В случае переезда в другой город, ему бесплатно предоставят квартиру. В течение 3-х лет после получения первой работы молодого специалиста в СССР нельзя было уволить.

 

Таким образом, право на труд при социализме было железобетонно защищено и обеспечено всей мощью социалистической системы хозяйства. Даже ярые антисоветчики-диссиденты, клеймившие и клеймящие до сих пор ненавистный им советский строй, имели при социализме работу, которой их обеспечивало социалистическое государство. Работу могли гарантированно получить отсидевшие в тюрьме преступники, алкоголики, многократно уволенные за прогулы и халтурную работу, абсолютно все – это гарантировалось государством. Это создавало и свои проблемы: не желающие трудиться в СССР заслуженно назывались тунеядцами: государство предоставило им все возможности трудиться, они же вместо этого паразитировали на созданных другими социальных благах.

 

Как же быть поэтам с тонкой душой, если они не хотят работать ни на заводе, ни в Союзе писателей, куда податься элитарным мандельштамам при таком строе? Интересы мандельштамов, которых в советские годы государство пыталось «насильно» обеспечить работой и бесплатным жильем, защищены в буржуазной Конституции РФ 1993 года.

 

Ничего похожего на «право на труд», гарантированное советской конституцией, в капиталистической Конституции России нет.

 

Из конституции 1993 года

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

 

«Труд свободен» - это и есть «свобода труда» при капитализме. Принудительный труд запрещен – мандельштамы могут быть свободны! Ни государство, ни кто бы то ни было не обязан предоставлять гражданам работу. И это правильно, ведь при капитализме работа это не право, при капитализме работа – это привилегия. Она достается не всем и не всегда.

 

А как же «право на защиту от безработицы»? Оно же есть в Конституции. Вспоминаем теорию права еще раз: каждому праву должна соответствовать обязанность исполнения этого права. При капитализме такой обязанности ни у кого нет. Производство при капитализме является частным, любое предприятие – это частная собственность, им руководит частный собственник, а частная собственность неприкосновенна, никто не имеет права вмешиваться в дела частного собственника, никто, даже Верховный Суд, не вправе принудить частного собственника взять на работу кого-либо. Капиталист-работодатель принимает на работу к себе трудящихся исключительно по своему усмотрению. Никаких гарантий получения работы у частного собственника-капиталиста нет и быть не может. Государство также не гарантирует трудоустройство граждан в своих учреждениях, чьей-либо обязанности трудоустраивать безработных в бюджетные организации нет и быть не может. Отсюда «право на защиту от безработицы» при капитализме абсолютно ничем не обеспечено, это юридическая фикция, это право при капитализме ничтожно.

 

Если вы приходите в Службу занятости, то вам там не предоставляют работу. Вам дают направление на работу, при этом вакансии там те же самые, которые вы можете легко найти и без государственной службы занятости на любой интернет-бирже труда. С этим направлением вы приходите к работодателю, для которого это направление не имеет абсолютно никакой юридической силы и значения. Юридическое значение это направление имеет для безработного: если он не получит в нем подписи и печати работодателя о том, что на работу его не берут по уважительной для него, безработного причине, и это не сам безработный отказался от этой работы, то безработный лишится пособия по безработице.

 

Если в Европе и США, в Канаде пособие по безработице позволяет более-менее прожить и не умереть от голода, то в России сумма пособия составляет 850 рублей для не работающих свыше 1 года и не более 4900 рублей (МРОТ) для недавно уволенных . Даже на «максимальное» пособие в 4900 рублей прожить элементарно невозможно. Половина его уйдет на оплату проезда по направлениям самой службы занятости, а минимальный счет за ЖКУ и квартплату добьет оставшуюся часть. Нужно напомнить, что высокая социалка на Западе свалилась на безработных капстран не просто так, а благодаря десятилетиям профсоюзной борьбы, забастовок и манифестаций, акций протеста, которые собирают не 2 – 3 человека, как в современной России, а миллионы человек, особенно в Европе.

 

То, что в СССР считалось данностью, само самим разумеющимся – трудовые права, социальные гарантии, - на Западе завоевывалось рабочими с огромным трудом, поэтому они до сих пор защищают свои социальные права, и в случае малейшего посягательства на эти права вся страна объявляет всеобщую забастовку, на улицы выходят миллионы протестующих, только это еще и позволяет сохранить высокие социальные пособия на Западе, хотя и там, чтобы их получить, безработным приходится проходить все круги бюрократического ада, капиталистическое государство никому ничем не обязано и помогать никому не должно, если там и есть льготы и гарантии, то это не благо капитализма, а заслуга социалистов и борьбы рабочих за свои права.

 

В России же трудовое и гражданское движение равно нулю. На митинги народ массово выходит только в поддержку Путина и за 400 рублей. Что ж, итог закономерен: никаких трудовых прав.

 

При капитализме провозглашается конкуренция, которая на деле выражается в «обратном отборе»: в борьбе за место под солнцем (рабочее место) побеждают самые беспринципные, готовые идти по головам конкурентов, предавать, лицемерить, подхалимничать и пресмыкаться перед работодателем.

 

Я могу еще раз вспомнить, что мне сказал начальник отдела кадров Нижегородской областной прокуратуры В. Лазарев, когда принимал меня на работу в 2001 году: «Мы берем на работу не работников, а РАБОВ, мы не работо-, а РАБАтодатели». Естественно, что меня через некоторое время уволили, так как рабом я не был и стать рабом не смог. Но многие соглашаются ради выживания и буржуазных благ переступить через свою совесть и человеческое достоинство. Что же делать остальным? Им государство хочет предъявить «налог на тунеядство». (А. Поднебесный "В Круге Втором")

 

Однако даже по нынешней буржуазной Конституции этот налог является неконституционным. Дело в том, что в ч. 2 ст. 20 указано, что принудительный труд запрещен. Это означает, что запрещено принуждать к труду, кроме приговора суда об обязательных работах, к которым приговариваются осужденные преступники. Если же в приговоре нет такого условия, то принуждать к труду нельзя даже осужденных, содержащихся в лагерях. Конечно, для лагерной администрации это никакого значения не имеет, но рабский труд заключенных в этих случая все равно оформляется как «добровольный», «по собственному желанию». Иначе нельзя, нарушение Конституции! Если же неработающих обложить налогом, то получится, что неработающих принуждают к труду под угрозой лишения бесплатной медицинской помощи и возложении на них обязанности уплатить налог. Это принуждение к труду, а значит, такой налог противоречит Конституции и нарушает конституционное право на свободу труда.

 

Получается, что капиталисты со своей конституцией перехитрили сами себя: «свобода труда» была придумана вместо права на труд, чтобы создать армию безработных, что выгодно и необходимо капитализму, чтобы отменить обязанность государства обеспечивать работой всех граждан, но у безработных забыли отнять право на бесплатную медицинскую помощь, и получилось, что безработные получают эту помощь, не платя буржуазному государству налогов.

 

Бесплатную медицинскую помощь получают и другие граждане, которые не платят налоги: дети или инвалиды, например. На этом и основана идея социального обеспечения: общество за свой счет дает необходимые блага тем, кто не в силах за них заплатить в одиночку. Просто потому, что они тоже люди. Это гуманизм. Это солидарность. На налоги тех, у кого, может быть, нет и не будет детей, дети соседей получают бесплатное образование. На налоги здоровых и сильных обеспеченных работников, бесплатную медицинскую помощь могут получить неработающие больные бомжи, которые тоже люди, и имеют право на медицинскую помощь. Так считают социалисты.

 

Капиталисты считают иначе. Для капиталиста права у человека есть только тогда, когда человек может за них заплатить. Если заплатить человек не может, то он, собственно говоря, и не человек для капиталиста, и никаких права у бедного и нищего при капитализме нет. Но если изначально это написать в конституции, то загнать народ в такой строй будет невозможно. Капитализм везде и всегда насаждался обманом или насилием. Поэтому и в Конституции РФ, написанной в 1993 году как рекламный буклет нового капиталистического мира, вы такого не найдете. Там все довольно обтекаемо и красиво, и на первый взгляд, все то же самое, что и при социализме. Не удивительно, что многие наши сограждане до сих пор удивляются, когда слышат, что права на труд у них с 1993-го года больше нет. Многие вообще не знают, как называется строй, при котором мы живем, и слова «неолиберализм» даже не слышали.

 

Сокращение социальных гарантий государства, урезание социальных пособий, отмена всеобщего бесплатного здравоохранения и образования – это неолиберальные меры, которые проводятся во всех капиталистических странах под давлением МВФ, Всемирного банка и ВТО. Россия проводит неолиберальную политику в полной мере, поэтому вопрос относительно полной отмены бесплатного здравоохранения стоит лишь в отношении не «если», а «когда» это произойдет. В том, что при капитализме это закономерно и обязательно произойдет, сомнений быть не может. И как ни странно, мешает этому снова декоративная буржуазная Конституция. В 1993 году написать в Конституции о том, что права на бесплатное здравоохранения нет, а есть «свобода здравоохранения», как это было с правом на труд, еще не получилось бы. Скорее всего, народ снова бы вышел на баррикады. Поэтому право на бесплатную медицинскую помощь в Конституции сохранили. Но по сравнению с советской конституцией это право было гораздо скромнее.

 

Конституция 1977 года

Статья 42. Граждане СССР имеют право на охрану здоровья.

Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.

 

Конституция 1993 года

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

 

Заметьте, в Конституции России нет ни слова об обязательном медицинском страховании (ОМС). Страховые взносы, как правило, являются добровольными. В 1993 году такого понятия, как обязательное страхование, вообще не существовало, было только добровольное. ОСАГО и ОМС возникли гораздо позже, уже в эпоху расцвета неолиберализма в России. Именно так, неолиберальный капитализм без принуждения буржуазным государством к совершению сделки (а страхование – это тоже сделка) никак не может функционировать. И где же она, провозглашенная в соросовских учебниках по экономке хваленая свобода договора?

 

Сегодня бесплатная медицинская помощь поставлена в прямую зависимость от обязательного бесплатного (или добровольного, то есть платного) медицинского страхования, что уже противоречит Конституции. Теперь же медицинскую помощь хотят поставить в зависимость от трудоустройства и уплаты налогов, что снова противоречит Конституции. Получается, что для неработающих граждан медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения НЕ оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Это прямое нарушение Конституции. Но когда капиталиста останавливали законы?

 

Законы при капитализме служат интересам господствующего класса, интересам капитала, поэтому если какой-либо закон перестает отвечать этим интересам, он отменяется, переписывается или просто игнорируется. Именно так сейчас поступают с Конституцией в плане бесплатной медицинской помощи, да и «свободы труда» тоже.

 

Таким образом, буржуазное государство, не имея на себе обязанности обеспечивать трудоустройство граждан, поддерживая капиталистический строй, при котором безработица закономерна, неизбежна и выгодна капиталистам, считает возможным требовать от граждан обязательного трудоустройства, а в случае отсутствия такового лишает их провозглашенного в Конституции права на бесплатное медицинское обслуживание и возлагает на них обязанность уплатить налог. При этом капиталистическая пропаганда навешивает на них оскорбительный ярлык «тунеядцев», хотя сам капитализм и лишил их работы и гарантии трудоустройства.

 

Господа-либералы, да и многие обыватели на это пустятся в досужие рассуждения, что капитализм в России не правильный. Да и вообще это не капитализм. Вынуждены огорчить (или обрадовать, кого как), это самый что ни на есть настоящий неолиберальный капитализм. Государство с себя слагает всю ответственность, все социальные обязательства и не вмешивается в экономическую деятельность частных собственников – капиталистов. Социальная сфера, в т.ч. здравоохранение, приватизируется. Это классические неолиберальные черты.

 

Не о поступлении налогов с безработных беспокоится буржуазное государство в России, а об интересах частного капитала: «бесплатное» здравоохранение приводит к колоссальным потерям капиталистов в сфере медицинского бизнеса. Бесплатного при капитализме быть ничего не может и не должно. Хотите медицинской помощи – платите за нее сами. Именно в этом смысл «налога на тунеядство». Государство прекрасно понимает, что для большинства «тунеядцев» этот налог будет не по силам, и что это никакие не «тунеядцы» (тунеядцы это часто сами чиновники и депутаты, такие законы принимающие), а выброшенные на обочину жизни безработные, «они не вписались в рынок», и в этом не их вина, а вина капиталистической системы самой по себе. Поэтому платить этот налог они все равно не будут, но бесплатной медицинской помощи несколько десятков миллионов человек будут лишены. Куда они пойдут за медицинской помощью? Только в частную медицину, что принесет частному сектору огромнейшие прибыли. Ну или будут сами зашивать себе раны иголкой с ниткой, как это делают не имеющие медицинской страховки 43 миллиона граждан в США (что показал в фильме «Капитализм: История любви» Майкл Мур). Огромный сектор бесплатной социалки будет приватизирован. В этом и цель. Ради миллиардных прибылей и затевается как принятие этого закона, так и пропагандистская кампания против «тунеядцев» в буржуазных СМИ.

 

К сожалению, солидарность трудящихся в России, классовое сознание практически равны нулю. Общественное сознание движется скорее вправо, чем влево в политическом спектре. Индивидуализм, нездоровая конкуренция в мелкобуржуазном обществе создают все условия для поэтапной приватизации всей социальной сферы: «пусть каждый платит сам за себя», «мы не должны оплачивать лечение (образование, пенсии) тунеядцев» - под этой вывеской приватизация всеобщего бесплатного здравоохранения (образования, пенсионной системы) вполне реальна. Сможет ли левое движение достучаться до сознания людей и разбудить чувство солидарности, «сочувствия», о котором даже капиталистический либеральный идол Адам Смит писал как о врожденном чувстве, и рассматривал «симпатию» (сочувствие, сострадание, солидарность) как основу стабильности в гражданском обществе?

 

 

Алексей Поднебесный. Фото автора с серии пикетов в честь Октябрьской революции в Н.Новгороде