Печать

ГАЗ шагает впереди указов: в октябре грядёт четырёхдневка и урезание зарплат

Поделиться

Группа ГАЗ может перевести сотрудников на четырехдневную рабочую неделю с сокращением оплаты труда с конца октября по 20 апреля 2020 года, о чем уже уведомила сотрудников. Причиной тому в ГАЗе называют санкционные ограничения и падающий рынок. Санкции, в частности, могли привести к проблемам с поставками импортных комплектующих для двигателей, которыми комплектуют "Газели", сообщает "Коммерсант". 

Группа ГАЗ Олега Дерипаски уведомила сотрудников о переводе на четырехдневную рабочую неделю с 21 октября по 20 апреля 2020 года, сообщается на форумах сотрудников предприятия. Для работников на окладе оплата будет производиться пропорционально отработанному времени, а для тех, кто работает сдельно, - пропорционально объему работ. Такое решение связано в том числе с санкциями США. 

В ГАЗе подтвердили, что "по согласованию с профсоюзным комитетом, о возможном переходе на четырехдневную рабочую неделю (с 21 октября 2019 года по 20 апреля 2020 года) были уведомлены все сотрудники группы". В концерне поясняют, что ухудшение ситуации на рынке коммерческого транспорта на фоне негативной макроэкономической ситуации, а также последствия санкционных ограничений могут привести к снижению производственных показателей и необходимости введения неполной рабочей недели на предприятиях группы. 

При этом в ГАЗе говорят, что уведомления - превентивная мера, и при стабилизации ситуации на рынке предприятия продолжат работать в обычном режиме. В противном случае переход на режим неполного рабочего времени позволит избежать сокращений персонала и обеспечить стабильную загрузку производств. 

Одной из проблем, связанных с санкциями, может быть ограничение поставок компонентов на ГАЗ. В частности, концерн столкнулся с проблемами импортных комплектующих для двигателя Evotech: такими двигателями оснащаются "Газели". Еще весной концерн указывал, что во втором полугодии действие санкций приведет к снижению производства на 40%, а производство легких коммерческих автомобилей может сократиться на 15% по итогам 2019 года. Высокие ставки по кредитам, сокращение господдержки, инфляция, сокращение инвестиций в основной капитал, завершение крупных федеральных строек также негативно сказываются на покупательной способности малого и среднего бизнеса, которые являются основными клиентами ГАЗа. 

В "Автостате" отмечают, что перевод сотрудников на неполную рабочую неделю нужно заранее согласовывать, поэтому ГАЗу, в случае позитивной динамики, проще пересмотреть такое решение. Поставки компонентов, как правило, согласуются заранее, и если ГАЗ уже действительно ориентируется на сокращение производства, то скорректировать планы поставщиков в большую сторону будет сложно, как и найти нового поставщика двигателя, если проблема касается его компонентов. 

Добавим, что на фоне нарастания кризисных явлений в экономике власти РФ стали готовить общественное мнение к сокращению рабочего времени, которое подается не как попытка скрыть безработицу, а как благо и забота о сотрудниках предприятий. Идея сокращения рабочей недели до четырех дней обсуждается на самом высоком уровне. Как заявил на 108-й сессии Международной организации труда премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, к постепенному сокращению недели приведет технический прогресс: глава правительства напомнил, что еще 100 лет назад американский предприниматель Генри Форд сократил на своих предприятиях рабочую неделю с 48 до 40 часов и получил в результате впечатляющий рост производительности труда. 

Медведев отметил, что постоянная погоня за успехом оборачивается системной усталостью и хроническим стрессом, а это влечет за собой снижение производительности труда, что, в свою очередь, сказывается на экономических показателях. Первый зампред Банка России Сергей Швецов заявил, что всерьез обсуждать введение четырехдневной рабочей недели в России можно будет лет через 13-15. 

Однако, по данным опроса ВЦИОМ, почти половина россиян (48%) не поддерживают идею перехода на четырехдневный график, так как боятся снижения уровня доходов, что критично прежде всего для самых бедных и уязвимых слоев населения - пенсионеров и селян. Сторонники сокращения рабочей недели, напротив, рассчитывают более продуктивно использовать высвободившееся время и благодаря ему улучшить баланс между работой, отдыхом и личной жизнью. 

За сокращение рабочей недели выступили и в Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), отметив, что высокопроизводительный труд в отдельных странах, отраслях и на предприятиях уже сегодня сделал 35-часовую рабочую неделю реальностью, а исследования Роструда и службы исследований HeadHunter показали, что сокращение трудовой недели оказалось в пятерке самых популярных идей по оптимизации трудового законодательства. Другие эксперты называют это предложение популизмом, так как для сохранения заработных плат на нынешнем уровне требуется соответствующий уровень производительности труда.

О научном подходе к проблеме сокращения рабочего времени — см. тут

От редакции: Тут самое время вспомнить, где именно выдвинулся Путин в президенты. Да, именно на ГАЗе. Понятно, что эта неожиданность была срежиссирована вплоть до аплодисментов, и теперь очень интересно заглянуть в глаза подобострастно хлопавших Путину заводчан: "мы поддерживаем Вас" (а он-то вас поддержал?)... Само собой, и его к этому шагу подвигло то, что сам Путин - зависимый от олигарха, марионетка класса крупных капиталистов. Да, Дерипаску поприжали позже санкциями "американские коллеги" - но он и тут нашёл выход, кому надо "занёс", включая американских сенаторов - и им тоже угодил, строит теперь завод в США. Как это срастается с ГАЗом? А никак! Американцам русский олигарх даст работу и сырьё в виде алюминиевых болванок, а вам сократит зарплату: всесильный рынок велит - и импортных запчастей нет к вашим изделиям!

Лохами оказались вы, уважаемые рабочие, аплодировавшие Путину! В следующий раз не аплодируйте, а свистите что есть мочи - потому что это верный знак, если Путин решил на вас облокотиться, значит, заводу вашему не жить. Уралвагонзавод помните? Поддержку его рабочими капитализма в лице президента, организованную спешно в 2012-м? Чётко противопоставленный столичным либеральным "хомячкам" рабочий класс, который прям весь дружно за Путина и за капитализм? Так вот и УВЗ теперь на грани банкротства - а ведь и здесь не какие-то враждебные силы, а свои родные буржуи руководят производством, и завод стратегический. 

По данным Чемезова, самыми проблемными активами «Ростеха» являются «Тракторные заводы» (Чувашия) и «Уралвагонзавод» (Нижний Тагил) — их убытки составили 106 млрд рублей и 2,1 млрд рублей соответственно. Вот такие итоги капитализма даже на короткой дистанции. И теперь уже нет никаких сомнений, что разговоры о «прогрессивности» 4-дневной рабочей недели Медведев завёл именно потому, что надо как-то успокаивать пролетариат, который пытаются тоже "оптимизировать".  

Оцените всю лицемерность самого Путина: он на ГАЗе, на фоне рабочих и индустрии, а не во дворце выдвинулся в президенты - хотя выдвигаться от имени буржуев ему, миллиардеру (который бы в СССР сидел за нетрудовые доходы), было бы логичнее. Ведь социализм выражался ещё и в индустриализации, в том великом и богатейшем советском наследии, которое продолжало кормить рабочий класс даже в годы приватизации и начала реформ, при Ельцине. Даже в нулевых, испытывающая наступление второй волны приватизации, бывшая социалистическая индустрия умудрялась давать работу - но Путин приехал и сюда. А, значит, и последний этап деиндустриализации настал.

Рабочие, не будьте дураками. Не поддерживайте капиталистов - они есть ваша гибель как класса, а нам вместе с вами надо добиться обратного, гибели буржуазии как класса. 

 

Дмитрий Чёрный

 

https://forum-msk.org/material/news/15868092.html

опубликовано с сокращениями