Печать

Интервью с проводником РЖД

Немного раздумий.

На данный момент в РФ существуют рабские условия труда. Да, прошло уже немало времени после отмены крепостного права, однако и теперь, когда на наших глазах происходит реставрация капитализма, мы видим по сути ту же самую эксплуатацию. Вот после 91 года восторжествовала та самая «истинная демократия» и всевозможные свободы, якобы, в полном смысле этого слова. Что же мы увидели на самом деле? Полное разрушение всех социальных аспектов существования человека, прикрытие эксплуатации «трудовым кодексом» - который настолько искорежен капиталистами, что будто говорит: «Буржуй и рабочий - братья навек!». Приватизация, забравшая заводы, природные ресурсы и права человека, разрушила и ту систему железнодорожных перевозок, которая была развита при СССР. В итоге, сейчас мы получили очередную ОАОшку, которая делает почти все что захочет. Она не считается с мнением своего персонала, в частности с проводниковым составом, в чем вы можете убедиться из приведенного ниже интервью.

Немного информации о монополии РЖД:

ОАО «Российские железные дороги» - крупнейший перевозчик российской сети железных дорог. Образован в 2003 году на базе Министерства путей сообщения России. Единственным акционером ОАО является Российская федерация. Уставной капитал на 2017 год равен 2 411 935 000 000 р. Штат на 2018 составлял порядка 737 тысяч человек.

Сейчас ситуация в РЖД неблагоприятная. Существует сильная нехватка персонала, который загружен переработками. Ранее в СМИ уже освещали несчастный случай, произошедший 21-го августа на маршруте "Астрахань-Нижневартовск". Днем на станции Сургут санитары вынесли тело 46-летней проводницы Екатерины Чебытаревой. Женщина умерла в рейсе от разрыва тромба сердца из-за повышенного давления. Он совершала второй рейс подряд без выходных.

Ну что же, перейдем к интервью с работником РЖД - проводником Александром.

К: Александр, расскажите о своем опыте работы в РДЖ.

А: Отработал я два лета: первое в Москве, второе в Нижнем Новгороде. В каждом резерве проводников свои условия и законы. В столице условия работы были ужасные, персонал резерва студентов за людей не считают, отношение нарядчиц просто хамское. Условия проживания иногородних студентов "шикарные" - списанный вагон без электричества, воды, туалетов. За водой приходилось бегать на составы, которые готовят к отправлению или к гастарбайтерам местным. В туалет приходилось бегать в депо. Было много скандалов и жалоб по этому поводу, приезжало высшее руководство РЖД. В итоге свет и воду подключили, но в самом конце августа, когда все студенты разъехались. По слухам, подтвержденным позже документами, мы узнали, что руководство депо ворьё и коррупционеры. По самой работе: работать было тяжело, заставляли работать по 16 суток подряд без отдыха.

Теперь про Нижний Новгород. Условия здесь гораздо лучше, чем в Москве. Отношения с персоналом дружественные. Нарядчицы могли поставить на тот рейс, на который захочешь, и на выходные отправить, если попросить. Но есть одна странная вещь - это то, как людей распределяют по составам. Пример: рейс в Адлер. Ехать 50 часов в одну сторону. Проводника ставят одного на вагон, и ты не спишь 50 часов в пути. В самом Адлере времени хватает только на поесть и убраться, затем обратно 50 часов без сна. Это очень выматывает. И вот другой рейс - Самара. Ехать 15 часов, и там стоять 12 часов. Ставят 2 проводника на 1 вагон, и в итоге ты спишь целыми днями, и получаешь меньше денег.

Теперь к главной проблеме всех резервов проводников - экипировка вагонов, а именно снабжение туалетной бумагой, полотенцами, мусорными мешками и т.д. Сколько я ездил в дальние рейсы - ни разу не было такого, чтобы хватило бумаги и мешков. Все мешки и бумага заканчивается еще по дороге туда, и постоянно приходится покупать все за свой счет. Фирменные поезда снабжают слишком хорошо. Например: Нижний - Москва. Выдают 8 рулонов туалетной бумаги, хотя расход максимум 2, а в дальний рейс выдают 6 рулонов в обе стороны. Рулона 4 уходят за сутки, а как ехать дальше? Либо покупает проводник, либо пальцем подтирайтесь.

К: Какая средняя зарплата у проводника?

А: Оплата почасовая - чем больше ездишь, тем больше получаешь. Ну, у кадровых выходит порядка 25-30 тысяч (30 если они перерабатывают). Мы же (студенты) перерабатываем постоянно, и, допустим, за июль у меня вышло 40 тысяч.

К: Так, а сколько рейсов, дней пути, сколько бессонных ночей было за июль?

А: 14 дней подряд, потом 3 отдыха, потом опять 5 дней в рейсе.

(Напоминаю про пример Адлер, но есть и дальние направления: такие как Воркута)

К: Хорошо, что вы можете рассказать о переработках в РЖД?

А: Вообще здесь, в Нижнем, студенты сами не вылезают из поезда неделями, чтобы по больше заработать. Тут никто не заставляет.

К: Есть ли профсоюз, были ли попытки формировать его?

А: Профсоюз есть, судя по агиткам в депо - «мощный», видели объявления о бесплатных экскурсиях.

К: Есть ли прочие нарушения труда?

А: Грубых нарушений не замечал.

К: В какой форме заключались трудовые договора?

А: Трудовой договор - как и у кадровых работников. Все тоже самое - есть трудовая книжка. Но имеется отличие: из наших зарплат (студентов) не идут отчисления государству.

К: Что вы можете рассказать про перспективы последующего трудоустройства?

А: После того, как ты отработал летом, тебя (студента) спокойно могут взять в штат, если не было никаких нарушений или жалоб. Стаж на работу не влияет, влияет разряд. Можно отучиться на люкс-вагоны (на них больше платят), можно повысить разряд и идти в «Стриж», «Сапсан» и т.д.

К: Планируют ли сотрудники РЖД предпринимать какие-то действия для улучшения своего положения? Какие мнения есть на этот счёт?

А: Мнения разные, но, вроде, никто бунтовать не собирается. Хочешь заработать - езжай в рейс, никто не мешает.

К: А были какие либо курьезные ситуации на рейсах?

А: У меня таких не было, а так в некоторых рейсах попадаются неприятные личности, туалеты иногда не работают и т.п. Рутина в общем.

К: благодарим за интервью.

В итоге мы видим грубейшие нарушения условий труда. К сожалению, товарищи, которые боятся выступать против этих эксплуатационных условий труда, создают неблагоприятную обстановку для своего здоровья и для пассажиров. Если так будет продолжаться дальше, то трагичных случаев, подобных тому, что произошел 21 августа, не избежать. Ведь на месте Екатерины, которая погибла от переработок, можете оказаться Вы. И здесь в принципе даже неважно, какая у вас профессия – токарь, врач или проводник состава «Нижний Новгород – Астрахань». Изматывающие условия труда всегда приводят к чрезвычайным ситуациям, которые, как правило, приводят к гибели людей.

Если вы хотите достойной жизни без эксплуатации, несправедливости и притеснения ваших законных прав, нужно организовываться и для начала - создавать независимый профсоюз! Только объединения рабочих могут положить начало демонтажу капиталистической системы!

Константин Горьковский – «РА» РРП_Инфо

меня зовут эрл