Печать

Борьба за трудовые права крановщиков в России

(по материалам из Нижнего Новгорода и др.)

Редакция считает необходимым рассказать об условиях труда крановщиков и об их борьбе за свои трудовые права.

   Компания - застройщик берёт в аренду необходимую ей технику, в том числе, краны у компаний-партнёров. К арендованному крану субподрядчик предоставляет крановщика. Начальник крановщика – это компания-владелец крана, а выполняет крановщик поручения прораба, нанятого застройщиком. Работа крановщиков сложна. Они весь рабочий день, не отвлекаясь, сидят за рулём своей машины. Если они ошибутся, это может стоить здоровья и жизни им, другим строителям, а также людям, находящимся недалеко от стройки.

   Однако, начальникам важна лишь прибыль, и их не интересуют жизни и здоровье работников.

"А вы знали, что кабина башенного крана закреплена всего на 8 ржавых болтах? Со стороны она выглядит как сопля в полёте. Перед приходом на работу крановщик встаёт на кабину и прыгает на ней. Проверка на этом закончена, идём работать" – ютуб-канал «Лёха Мак»

Если кран упадёт, убив или покалечив крановщика, хозяин легко может найти ему замену. Многие крановщики работают «в чёрную», и оттого на кран может «залезть» кто угодно. Можно не тратиться на покупку страховки для такого работника, а в случае инвалидности его будет легко уволить без каких-либо выплат. Трудовых договоров у многих просто нет.

   Обучение делу также претерпело изменения. Вместо четырёхлетнего обучения появились онлайн-курсы, на которых выписывают корочки заочно, без практики. От очного обучения техникумы почти отказались. Оттого профессиональных крановщиков в России мало. Это приводит к несчастным случаям. Например, 19-летний крановщик из Нижнего Новгорода в первую же неделю труда уронил бетонную плиту на стропальщика, раздавив того насмерть.

   Зарплата же крановщиков мала. На деньги за 160 часов труда им жить нелегко. Поэтому многие идут на переработки, иногда, даже на 300 часов в месяц, что радует начальников, так как им выгодно завершить стройку быстрее. Так как крановщик всё время сидит на кране, у него копится усталость и снижается внимательность, что увеличивает количество происшествий.

  Также, многие работодатели нарушают технику безопасности, отправляя крановщиков работать на неисправных, даже полусгнивших кранах. Во многих ситуациях крановщики работают в непогоду, когда ветер может уронить кран. Когда возможно, начальство скрывает предупреждения МЧС об опасности. А если это не удаётся, оно уговаривает работника продолжить работу, иногда под угрозой увольнения. И крановщики забираются на краны, рискуя здоровьем и жизнью. Если крановщик не хочет лезть на кран, то хозяева натравливают на него строителей, обвиняя его в задержке работы. А, так как многие строители - мигранты, которые работают за еду и не знают трудовых прав, они верят хозяевам и загоняют «бунтаря» на рабочее место. Так было и с нижегородским крановщиком, отказавшимся лезть на кран и попавшим из-за этого в больницу. А вот что может произойти, если крановщик работает в непогоду: в Тюмени ветер уронил кран, крановщица выпала из кабины и разбилась.

  Однако из общей массы долготерпящих вдруг начали выделяться те, кто не побоялся отстаивать свои трудовые права в коллективной борьбе.

   Всё началось с Казани. В 2013 году крановщик Николай в свои выходные специально приехал на работу, чтобы познакомиться со сменщиками. Оказалось, проблемы у них одни и те же: страшно за жизнь, надоели унижения прорабов. Тогда Николай предложил им выдвинуть коллективные требования руководству, что они вскоре и сделали. Неготовые к коллективным действиям рабочих и напуганные их организованностью, хозяева приняли предложения.

   Весть о победе разлетелась по всей Казани. Крановщики с других предприятий начали задумываться о собственных действиях, направленных на защиту своих интересов. Пришло время для следующего шага – создания чата для объединения всех рабочих данной профессии, желающих улучшить своё положение, в единый коллектив. И этот шаг был сделан.

   Крановщики, заходившие в чат, начинали действовать коллективно. Через группу можно было передать сообщение о начальниках, кидающих рабочих с зарплатой или вынуждающих работать в опасных условиях. Таким хозяевам стало труднее находить себе работников или заменять неугодных. В группу стекались сообщения об авариях и несчастных случаях, через группу рабочие собирали деньги на лечение пострадавших на производстве коллег. Если же на стройке обманутые строители угрожали крановщику, то товарищи по чату заступались за него.

   Таким образом, рабочие сплачивались, набирались опыта, учились самоорганизации. Однако, для большинства крановщиков  борьба за свои права было делом новым. Поэтому сначала они написали письмо президенту. Ответа не последовало. После крановщики обратились в КПРФ и к жёлтому (действующему в интересах хозяев) профсоюзу ФНПР. Там отказались помогать, сославшись на то, что они плохо разбираются в строительной документации и особенностях законодательства в этой сфере. Финал доверчивости крановщиков положило их знакомство с чиновниками из Ростехнадзора. Единственное, какую «помощь» получили от них рабочие – это обычные слова сочувствия, не стоившие ничего. Тогда крановщики окончательно убедились: никто, кроме них не сможет отстоять их трудовые права. Рабочие решили начать забастовку.

   Почти год шла подготовка к акции. Утром 24 июня 2019 года в Казани на 20 стройках остановилась работа. Более 40 крановщиков отказались выполнять свои обязанности. Накануне их профсоюз опубликовал список требований к работодателям. Основными требованиями были: замена старого оборудования, соблюдение техники безопасности, повышение заработной платы, официальные трудовые договора, обязательная страховка здоровья и жизни. Но никто из начальства с рабочими так и не связался.

   Ошибка многих рабочих состояла в том, что они считали, что собственники кранов поддержат протест. Ведь они говорили, что денег у них нет по причине жадности застройщика. Но они начали угрожать рабочим. Уже к вечеру большинство бастующих залезли на краны. Больше всех продержались Николай и его товарищи - 5 дней. И именно на их объекте условия труда были улучшены. Но, хоть ставки на объекте подняли, Николая и его товарищей уволили.

   Однако, рабочие не проиграли в борьбе. Наоборот, они стали опытнее, выучились на ошибках, поняли, кому можно и нельзя доверять. Также, Николай сохранил авторитет среди крановщиков и в любой момент мог сказать, чтобы на тот или иной объект никто не выходил. Поэтому хозяева не могли уволить других бастовавших рабочих, так как заменить их было просто некем. Спустя 8 месяцев после увольнения начальник сам позвонил Николаю и предложил вернуться.

   Хозяева стали бояться новой забастовки и стараются до неё не доводить. С крановщиками они стали общаться осторожнее и уважительнее, чаще заключать трудовые договоры.

   Опыт казанских крановщиков перенимают и в других городах. К примеру, на одном из объектов Екатеринбурга крановщики тоже объединились в группу и коллективно подняли оплату труда. В 2023 году по примеру крановщиков Казани в Ростове-на-Дону рабочие также создали профсоюз.

   Нижегородский профсоюз рабочих профессий «Защита» помогает трудящимся в защите ваших интересов на рабочем месте. На предприятии должен быть такой профсоюз, который обязан вникать во все трудовые конфликты и защищать работника, трудовой коллектив, отстаивать его интересы, используя все возможности. Если вы не хотите терпеть постоянные переработки или низкую зарплату на вашем рабочем месте, звоните по телефону: 8 906 366 95 31.

 Активисты Организации защиты прав трудящихся «Трудовой Нижний Новгород»

меня зовут эрл